Часы с Боем
Юная невеста
Алессандро Барикко
«Иностранка»», 2016
«Юную невесту» неизбежно приходится сравнивать с «Мистером Гвином». И не только потому, что «Гвин» – самая совершенная книга Барикко (а по мне, так и вообще пока самая совершенная книга ХХI века). Между этими романами, несмотря на разность сюжетов, существуют внутренние связи. Фабула «Невесты» незамысловатая: девушка приезжает в дом жениха для давно запланированной свадьбы, обнаруживает, что суженый исчез, и остается ждать его среди, мягко говоря, странноватых домочадцев. Но фабула – персонаж второстепенный, главные действующие лица здесь – «жесты». Впервые «жест» появляется в «Мистере Гвине», где успешный английский писатель бросает вдруг литературу и начинает писать портреты, но не красками, а при помощи слов. Жест там упоминается мимоходом и представляет собой лишенное для окружающих смысла действие, которое совершается ради Единственного Наблюдателя. Это подлинный акт творчества, связывающий художника с Творцом. В «Юной невесте» жесты превращаются в многочисленные и более или менее нелепые манипуляции, напоминающие ритуалы, которыми герои пытаются поддерживать целостность своего мира, а может быть, и мира в целом.